АЭС в региона Ленинградская АЭС Кольская АЭС Дисскуссия о декомиссии Радиоактивные от оды Социальное партнерство Международный опыт Российский опыт Энергетический баланс Реформа Росатома Атомная индустрия ПО "Маяк" Промышленность и энергетика

На главную Автор Олег Бодров в Ср, 13/07/2011 Олег Бодров Ленинградская АЭС Публикация Вывод из эксплуатации энергоблоков (декомиссия) атомны электростанций (АЭС), выработавши проектный ресурс, – естественный этап и жизненного цикла. Около половины из 32 российски атомны энергоблоков уже выработали ресурс, но продолжают работать. В России нет масштабного опыта вывода из эксплуатации крупны АЭС и решения комплекса проблем, связанны с этим. За более чем 20-летнее функционирование 4- энергоблоков (1,2 Нововоронежской АЭС и 1,2 Белоярской АЭС) в режиме окончательной остановки так и не решена проблема и вывода из эксплуатации [1]. Росатом предполагает «широкое информирование общественности и органов местного самоуправления о целя и конечны результата деятельности по выводу ядерны и радиационно-опасны объектов из эксплуатации» [2]. Этого недостаточно, чтобы решить не только те нологические, но и масштабные социально-экологические, экономические проблемы, возникающие при этом, обеспечить сбалансированное развитие региона выводимой АЭС. Обобщение мирового опыта [3] безопасного вывода из эксплуатации АЭС, показывает необ одимость формирования эффективного взаимодействия тре секторов общества: властей все уровней, атомной индустрии и заинтересованной общественности, чтобы обеспечить социальную и экологическую безопасность региона выводимой АЭС, его сбалансированное развитие. Несвоевременное планирование декомиссии АЭС может привести к увеличению рас одов на ее проведение до 30 процентов. Энергоблоки Ленинградской АЭС (ЛАЭС) исчерпают продленный на 15 лет ресурс в 2018, 2020, 2024 и 2025 года . Таким образом, наступает время подготовки планирования и вывода из эксплуатации, а также обсуждения состава участников этого процесса. Разработка сценария, проекта, те нологий декомиссии, а также ме анизмов взаимодействия заинтересованны сторон при выводе ЛАЭС, может стать инновационным проектом, в результата которого будут заинтересованы не только в России, но и в други страна . Поэтому, целесообразно относиться к этому процессу и как к разработке ноу- ау и формированию нового сектора атомного бизнеса. Власти Ленинградской области и Сосновоборского муниципалитета пока не воспринимают свою долю ответственности, не участвуют в разработке возможной стратегии и сценариев вывода из эксплуатации ЛАЭС. Между тем, процесс декомиссии ЛАЭС напрямую затронет региональные муниципальные интересы и связан с рядом социально-экономически и экологически обременений. В частности: утратой нескольки тысяч высококвалифицированны рабочи мест; снижению налоговы поступлений от деятельности остановленной станции; новыми рисками негативны последствий, связанны с обеспечением безопасности остановленны энергоблоков ЛАЭС, а также ранением около 7000 т высокоактивного отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и примерно 400 000 кубометров радиоактивны от одов (РАО); вынужденной необ одимостью участвовать в обеспечении социально-экологической стабильности в условия депрессивного импульса, связанного с остановкой ЛАЭС; поиском средств для обеспечения безопасности остановленной АЭС, не дающей до ода, поскольку не проис одит накопления средств в федеральном фонде (резерве) для вывода АЭС из эксплуатации [4]. необ одимостью разработки плана комплексного эколого-медицинского мониторинга региона Соснового Бора и поиск ме анизмов и средств на его реализацию. Принципиальное отличие проекта вывода из эксплуатации ЛАЭС от прочи проектов состоит в том, что в нем невозможен «нулевой вариант» (отказ от проекта), а также возможность его реализации в каком-либо другом месте. Поэтому, все продвигаемые в настоящее время новые потенциально-опасные объекты на территории Соснового Бора должны учитывать возможность взаимного влияния с неизбежно выводимой в будущем ЛАЭС . Должны быть исключены воздействия каждого из объектов, приводящие к утрате контроля над ними на территории Соснового Бора. Необ одимо, также, не разрушить естественные природные ме анизмы воспроизводства среды обитания в этом регионе. КТО УЧАСТВУЕТ, И КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ В ПРОЦЕССЕ ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛАЭС? Опыт вывода из эксплуатации крупны энергоблоков АЭС Германии (Грейфсвальд), США (Мэйн Янки), Литвы (Игналина) показывает, что соцально-экономические политические издержки вывода из эксплуатации АЭС могут быть существенно снижены при предварительной разработке сценария и плана вывода из эксплуатации АЭС. Опыт эти стран показывает, что стратегия вывода и стандарты безопасности декомиссии должны удовлетворять интересам все заинтересованны сторон. Такими сторонами являются: власти (федеральные, региональные, муниципальные); оператор ЛАЭС (Росэнергоатом); регуляторы (Росте надзор, МинПрироды РФ); трудовой коллектив ЛАЭС и заинтересованная общественность (профсоюз ЛАЭС, городское профобъединение АТОМГРАД, общественные экологические организации). Все заинтересованные стороны открыто взаимодействуют в рамка Регионального Общественного Совета (РОС). Статус РОС – информирование и консультирование заинтересованны участников вывода из эксплуатации ЛАЭС, вырабатка рекомендации лицам, принимающим решения. КОГДА ЦЕЛЕСООБРАЗНО НАЧИНАТЬ РАЗРАБОТКУ СТРАТИЕГИИ ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛАЭС? Сценарий и план вывода из эксплуатации целесообразно разработать до остановки ЛАЭС. Опыт Германии, США и Литвы показывает, что декомиссию ЛАЭС следует начинать по сценарию “немедленного вывода”, используя опыт эксплуатационного персонала работников станции, работоспособное подъемно-транспортное оборудование. Это не будет перекладывать бремя вывода из эксплуатации на будущие поколения. Такое решение будет актом социальной ответственности нынешни потребителей перед будущими поколениями, не получающи выгод от использования атомного электричества. СКОЛЬКО СТОИТ ВЫВОД ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛАЭС, КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ? Мировой опыт показывает, что стоимость декомиссии АЭС сопоставим со стоимостью его строительства. Вывод дву энергоблоков РБМК-1500 Игналинской АЭС (аналог ЛАЭС) оценивается на текущий момент в 2.5 млрд. евро. Вывод ЛАЭС целесообразно оплачивать главным образом за счет накопления средств в специальном «Фонде Декомиссии ЛАЭС», аккумулирующем часть средств от продажи атомного электричества. Такой фонд необ одимо создать под патронажем одного из федеральны министерств. Отчисления в фонд должны быть достаточными, чтобы к моменту вывода из эксплуатации обеспечить затраты на ее вывод. Контроль адекватности рас одования средств «Фонда Декомиссии ЛАЭС» целесообразно осуществлять Попечительскому Совету с участием сторон наполняющи фонд, а также заинтересо ванной общественности. ЧТО ДЕЛАТЬ С ОТРАБОТАВШИМ ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ (ОЯТ) ЛАЭС? Пока не разработаны социально-экологически и экономически приемлемые те нологии переработки ОЯТ реакторов РБМК, оно будет представлять опасность для всего живого на сотни тысяч лет. Поэтому, до разработки приемлемы решений, целесообразно безопасно изолировать ОЯТ в регионе потребителей атомного электричества – на Северо-западе России. Недопустимо его перемещение в другие регионы России или другие страны. ЧТО ДЕЛАТЬ С РАО? Радиоактивные от оды (РАО) должны раниться в регионе, где они были произведены. За оронение, переработка и иные изменения и статуса должны проис одить при участии муниципальны властей и заинтересованной общественности региона. КАКОВ КОНЕЧНЫЙ СТАТУС ПЛОЩАДКИ ЛАЭС ПОСЛЕ ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ? План и сценарий декомиссии должны разрабатываться уполномоченными органами и учитывать интересы Ленинградской области, муниципалитета Соснового Бора и заинтересованной общественности. Возможные сценарии вывода из эксплуатации могут быть до состояний: “зеленой лужайки” - с возможностью любого использования территории в будущем; “коричневой лужайки” - когда инфраструктура АЭС используется другим бизнесом (те нопарк). По-видимому, наиболее реальный сценарий для ЛАЭС – «коричневая лужайка». Но выбор сценария целесообразно делать после консультаций с участием все заинтересованны сторон. ГДЕ РАБОТАТЬ ПЕРСОНАЛУ ВЫВОДИМОЙ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛАЭС? Международный опыт показывает, что до трети эксплуатационного персонала ЛАЭС может работать на выводе ее из эксплуатации. Реструктуризация ЛАЭС создаст самостоятельные предприятия, оказывающие услуги (например, автотранспортное, проектное и др.) До трети персонала может переквалифицироваться для работы на други объекта атомной индустрии России. Декомиссия может продолжаться 10 - 30 лет. При этом дозовые нагрузки на персонал АЭС, участвующий в декомиссии по сценарию «немедленного вывода», может быть даже ниже доз полученны в период производства электроэнергии [1]. ЧЕМ НАПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ СОСНОВОГО БОРА? Целесообразно организовать бизнес-инкубатор для поддержки малого и среднего бизнеса инициированного работниками выводимой ЛАЭС. Создать в Сосновом Бору и Ленинградской области ме анизмы, стимулирующие инвестиции в альтернативный бизнес на южном берегу Финского залива. Необ одимо снять режим «пограничной зоны» с южного берега Финского залива, одновременно усилив режим физической безопасности ЛАЭС и други ядерно- и радиационно-опасны объектов. ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДЛЯ НАЧАЛА ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛАЭС? Федеральны Законов: «О выводе из эксплуатации АЭС», «Об обращении с ОЯТ» «О фонде вывода из эксплуатации АЭС», «О социальны гарантия работников выводимы из эксплуатации АЭС». Регионального закона «Об общественном благе» Ленинградской области, обеспечивающего интересы граждан Ленинградской области и муниципалитета Соснового Бора при выводе из эксплуатации Ленинградской АЭС. Политической воли и заинтересованности региональны и муниципальны лидеров участвовать в процессе планирования вывода из эксплуатации энергоблоков ЛАЭС. С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ ВЫВОДА ЛАЭС? Нужна добрая воля и инициатива заинтересованны участников, представляющи власти Ленинградской области, муниципалитета Соснового Бора, администрацию и профсоюзы ЛАЭС, экспертов атомной индустрии, а также заинтересованной общественности. Инициативная группа может начать работать над созданием «дорожной карты вывода из эксплуатации ЛАЭС». Учитывая 7-летний опыт работы по анализу мирового опыта декомиссии АЭС Литвы, Швеции, Германии, США [3], презентацию этого опыта в Росатоме (2008), МАГАТЭ (2009), международны конференция , ОБЭО Зеленый Мир может взять на себя инициативу подготовки дискуссионной версии «Дорожной карты вывода из эксплуатации ЛАЭС». Работа над этим документом может стать инструментом вовлечения все заинтересованны участников этого процесса, стать ме анизмом создания «Регионального Общественного Совета по Выводу из Эксплуатации ЛАЭС». Положительный опыт работы такого Совета отработан на основе декомиссии АЭС Германии (Грейфсвальд), США (Мэйн Янки), а также Литвы (Игналина).

О мера по обеспечению экологической безопасности при реализации крупны инфраструктурны проектов и ликвидации накопленного ущерба, Проект Доклада Государственному Совету Российской Федерации, июнь 2011. Концепция вывода из эксплуатации ядерны установок, радиационны источников и пунктов ранения, С.В. Кириенко, Москва, 2008 год, К. Альбум, О. Бодров и др., Концепция плана вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавши проектный ресурс. Предложения общественны экологически организаций, СПб., 2008. К. Альбум, О. Бодров и др., Состояние российского фонда по выводу из эксплуатации стары энергоблоков АЭС. Аналитический отчет международной сети общественны организаций «Декомиссия», Апатиты, Осло, Сосновый Бор, май 2006.