АЭС в региона Ленинградская АЭС Кольская АЭС Дисскуссия о декомиссии Радиоактивные от оды Социальное партнерство Международный опыт Российский опыт Энергетический баланс Реформа Росатома Атомная индустрия ПО "Маяк" Промышленность и энергетика

На главную Автор Андрей Талевлин в Чт, 27/05/2010 Радиоактивные от оды Законодательная база Публикация Для успешного анализа правовы норм, регулирующи обращение с радиоактивными от одами в Российской Федерации, и норм други государств необ одимы несколько условий: во-первы , сравниваемое законодательство, регулирующее отношения в области обращения с радиоактивными от одами, должно быть развито на приемлемом уровне; во-вторы , сравниваемые системы законодательства должны опираться на тождественные правоотношения в области обращения с радиоактивными от одами. Так как большинство опасны радиоактивны от одов образуется в процесса ядерного топливного цикла, то эффективнее сравнивать законодательства стран, имеющи один его вид. Как уже отмечалось, Россия опирается на замкнутый ядерный топливный цикл, то есть присутствует стадия переработки отработавшего ядерного топлива. Подобную совокупность те нологий топливного цикла используют такие государства, как Великобритания и Франция. Все остальные ядерные державы исповедуют принцип «отложенного решения» либо не имеют те нически возможностей для переработки отработавшего ядерного топлива. Ис одя из эти условий, подробнее остановимся прежде всего на сравнительном анализе законодательства Российской Федерации и законодательства Франции и Великобритании, регулирующего обращение с радиоактивными от одами. Франция. Доля атомной энергетики в производстве энергии во Франции составляет 78 %. Французская кампания Cogema эксплуатирует завод по переработке отработавшего ядерного топлива в La Hague на северо-западном побережье Франции. Завод перерабатывает отработавшее ядерное топливо водо-водяны реакторов PWR (аналог российского водо-водяного энергетического реактора ВВЭР), которые являются наиболее распространенными в мире. Поставщиками облученного ядерного топлива являются АЭС Франции, а также Бельгии, Германии, Нидерландов и Швейцарии. Французская национальная комиссия CNE выделила три категории радиоактивны от одов в соответствии с и уровнем активности, природой и периодом полураспада изотопов, содержащи ся в радиоактивны от ода . Французские правительственные агентства обычно учитывают данные категории при проведении мероприятий по обращению с от одами и наблюдении за ними: категория А: низко- и среднеактивные от оды, которые содержат в основном бета- и гамма-излучатели с коротким или средним сроком жизни и альфа-излучатели в небольши количества (не более 3,7 гигабеккерель (ГБк) на тонну [0,1 Кюри на тонну] альфа-излучения через 300 лет); категория Б: низко- и среднеактивные от оды, которые содержат долгоживущие радионуклиды, а именно альфа-излучатели, в значительны количества (более чем 3,7 ГБк/т [0,1 Ки/т] альфа-излучения, но менее 370 ГБк/т бета- и гамма-излучения); категория В: высокоактивные от оды, которые содержат большое количество продуктов деления, активации, а также актинидов. Это в основном остеклованные от оды. Использованное топливо также считается высокоактивными от одами (без вер ней границы) [Mary Byrd Davis, La France nucleaire: matiиres et sites // WISE-Paris.-1997.–P.21] В обширном законодательстве Франции в области использования атомной энергии присутствует отдельный закон, регулирующий обращение с радиоактивными от одами. Французский закон о радиоактивны от ода называют Законом Бателя по имени его автора - Христиана Бателя, члена французского парламента, члена правящей Социалистической партии. Данный акт был принят в 1991 году. Это небольшой нормативный правовой акт, состоящий из 15 статей [ http://www.andra.fr/eng/landra/loin.htm ]. Данный закон регулирует отношения по обращению с радиоактивными от одами, образующимися в результате процессов ядерного топливного цикла. Более общим актом, регулирующим данные отношения, в том числе и обращение с радиоактивными от одами, образующимися в други отрасля промышленности, является Экологический кодекс Франции 2000 года. Остановимся более подробно на Законе Бателя. Статья 1 указанного закона содержит принцип экологической безопасности при обращении с радиоактивными от одами: «Управление операциями с радиоактивными от одами, имеющими высокий уровень содержания долгоживущи радиоактивны элементов, должно осуществляться способом, обеспечивающим защиту природы, окружающей среды и здоровья населения с уважением прав последующи поколений». Законодатель особо выделил радиоактивные от оды, содержащие высокую концентрацию долгоживущи радиоактивны элементов. В основу данного принципа легло одно из положений концепции устойчивого развития – идея равенства экологически интересов настоящего и будущи поколений людей. Логичным продолжением данного принципа является норма об ограниченном сроке разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с ранением радиоактивны от одов. Закон Бателя, во-первы , обязывает эксплуатирующие организации получать лицензии на указанный вид деятельности, во-вторы , запрещает окончательно за оранивать радиоактивные от оды категорий Б и В. Статья 3-1 анализируемого закона закрепляет положение о выдаче лицензии только на ограниченный срок, причем за ороненные материалы должны быть извлечены по окончании срока действия лицензии. Принятые в 2006 году поправки в Экологический кодекс Франции закрепили принцип за оронения радиоактивны от одов в специальны ранилища глубоки геологически формация с возможностью последующего извлечения. Кодексом предусмотрено, что такое ранилище должно быть запущено в 2025 году, а исследования направленные на создание такого ранилища должны быть проведены до 2015 года. В соответствии с нормами Закона Бателя обязывает Правительство Франции осуществить следующие шаги. Во-первы , Правительство отвечает за выработку научно-те нической концепции за оронения радиоактивны от одов. Во-вторы , данная концепция должна быть апробирована в нескольки лаборатория , предназначенны для исследования геологически формирований, в которы может осуществляться за оронение или временное ранение радиоактивны от одов с высоким содержанием долгоживущи радиоактивны элементов. В-третьи , весь процесс создания системы по обращению с радиоактивными от одами должен быть открытым и отвечать всем требованиям демократического общества. В рамка данны обязательств Правительство Франции должно ежегодно представлять Парламенту отчет о состоянии исследований в области управления радиоактивными от одами с высоким содержанием долгоживущи радиоактивны элементов и параллельно проводимы исследования , включая: исследования по распаду и трансмутации долгоживущи радиоактивны элементов в радиоактивны от ода ; оценку возможностей временны и постоянны за оронений в глубоки геологически образования , в частности посредством создания подземны лабораторий; исследования процессов иммобилизации радиоактивны элементов и методов долгосрочного наземного ранения радиоактивны от одов. Ежегодный отчет также должен описывать состояние исследований и строительны проектов для за оронения радиоактивны от одов за рубежом. Парламент должен поручить рассмотрение отчета специальной парламентской комиссии «По Оценке Научны и Те нологически Решений». Отчет должен подготавливаться «Национальным Наблюдательным Советом» с участием общественности. В состав указанного совета «должны в одить:

Определенные требования Закон Бателя устанавливает к владельцам лицензий по созданию и эксплуатации подземны лабораторий. Так, в соответствии со статями 9 и 10 закона лицензия предоставляет ее владельцу исключительное право на ведение наземны и подземны строительны работ и перемещение извлеченного из земли материала во время эти работ в предела периметра участка, установленного постановлением. Кандидат на получение лицензии должен обладать необ одимыми те ническими и финансовыми ресурсами для обеспечения успешного осуществления проекта (статья 8). Кроме того, лицензия должна устанавливать санитарную зону за пределами периметра участка, указанного выше, на территории которой органы государственного управления могут запрещать ведение строительны работ или осуществление другой деятельности, которая по своему арактеру может нанести вред со ранности объекта или безопасности деятельности лаборатории по те ническим причинам. Радиоактивные источники могут использоваться временно, в экспериментальны целя в подземны лаборатория . Радиоактивные от оды не подлежат за оронению или ранению в подземны лаборатория (статья 11). Закон предусматривает также создание государственной производственно-коммерческой организации под названием «Национальное агентство управления радиоактивными от одами». Данное агентство подчиняемся Министерству промышленности, Министерству исследований и Министерству защиты окружающей среды Франции. Указанному агентству поручается ведение долгосрочной управленческой деятельности по радиоактивным от одам вместе со следующими «обязанностями:

В связи со сложностью регулируемы отношений по обращению с радиоактивными от одами и воплощая принцип публичности, особую роль в Законе Бателя законодатель уделяет общественному контролю. Выше было уже отмечено об обязанности Правительства Франции готовить отчеты о состоянии исследований в области управления радиоактивными от одами с высоким содержанием долгоживущи радиоактивны элементов с участием общественности. Кроме того, представители государственны органов местного управления и общественности должны быть привлечены к участию до начала каки -либо предварительны работ по разведке участка, предлагаемого для строительства подземной лаборатории, в рассмотрении вопросов согласно положениям соответствующего постановления (статья 6). Создание и эксплуатация подземной лаборатории должны осуществляться в соответствии с Законом 1976 года «Об объекта , подлежащи ограничениям, связанным с защитой окружающей среды», в рамка лицензии, с учетом мнения муниципальны , общи и региональны советов, и после проведения общественного слушания. Порядок осуществления общественны слушаний во Франции регулируется положениями Закона от 12 июля 1983 года № 83-630 «О демократизации общественны слушаний и защите окружающей среды». Закон также предполагает создание Группы Защиты Общественны Интересов для проведения сопроводительной деятельности, управления местными ресурсами, содействия и облегчения строительства и эксплуатации каждой лаборатории (статья 12). Кроме представителей Правительства Франции и владельца лицензии, в Группу Защиты Общественны Интересов имеют право быть включены представители региона или департамента, на территории которого расположена ша та доступа в лабораторию, общин, чьи земли на одятся в предела десяти километров от ша ты, и местные представители для цели экономического развития соответствующей территории. Положения закона содержат требования в области осуществления контроля и надзора за деятельностью владельцев лицензии по обращению с радиоактивными от одами. Так, статья 14 предусматривает для каждого участка подземной лаборатории создание Местны Комитетов Информации и Надзора. Кроме представителей владельца лицензии, в состав Комитета должны в одить представители Правительства Франции, два депутата и два сенатора, назначенны должным образом на и заседания , представители местны общин, участвующи в общественном слушании, члены организаций защиты окружающей среды, сельско озяйственны советов, представители профессиональны ассоциаций и выбранные представители рабочего коллектива, работающего на участке. По меньшей мере половина членов Комитета должна состоять из представителей местны общин, участвующи в общественном слушании. Председателем Комитета должен являться префект департамента, на территории которого располагается лаборатория. Заседания Комитета проводятся не реже дву раз в год. Комитету докладывается о целя проекта, типа производимы работ и полученны результата . Комитет имеет право апелляции к Национальному Наблюдательному Совету. Комитет проводит консультации по всем вопросам, касающимся деятельности объекта, которая может нанести вред окружающей среде и региону. Комитет может получать заключения независимы проверяющи организаций, выполненны квалифицированными лабораториями. Начальные и эксплутационные затраты Местного Комитета Информации и Надзора оплачиваются Группой Защиты Общественны Интересов. Особая роль в Законе Бателя уделяется защите прав и интересов собственников имущества, которые так или иначе пострадают в результате сооружения лаборатории. Статья 7 Закона Бателя предусматривает, что разведочные работы на участке строительства лаборатории должны соответствовать требованиям Закона от 29 декабря 1992 года «Об ущербе, наносимом частной собственности вследствие работ, утвержденны государственными органами». Владельцы собственности, на одящейся в предела юридически установленного периметра участка, должны получить компенсацию либо по взаимному соглашению с владельцем лицензии, либо посредством процедуры экспроприации собственности. Для отчуждения всей или части собственности для возможности ведения соответствующи работ владельцем лицензии может быть применимо суверенное право государства на принудительное отчуждение частной собственности с компенсацией (ста- тья 9). Что касается вопроса за оронения зарубежны радиоактивны от одов, то статья 3 Закона Бателя предписывает возврат зарубежны радиоактивны от одов в страну и проис ождения после завершения репроцессинга (переработки) отработавшего ядерного топлива. Другим важным положением закона является то, что он запрещает ранение иностранны ядерны от одов на французской земле дольше определенного времени, необ одимого по те нологии репроцессинга (5─10 лет). Таким образом, в соответствии с Законом Бателя: во-первы , Франция не принимает иностранное отработавшее ядерное топливо для ранения на своей территории, если оно не предназначено для репроцессинга; во-вторы , не имеет права ранить отработавшее ядерное топливо в течение длительного периода времени до репроцессинга, в-третьи , не имеет права ранить от оды репроцессинга отработавшего ядерного топлива в течение длительного периода времени (только в течение времени, необ одимого для о лаждения от одов), в-четверты , возвращает все остеклованные от оды в страны – экспортеры отработавшего ядерного топлива. Великобритания. Доля атомной энергетики в Великобритании составляет 28,6 % от общего объема вырабатываемой энергии [ENS Yearbook 1998, Nuclear Europe Worldscan.–1998.–№7/8.–Р.25.]. В настоящее время в Великобритании действуют 35 реакторов (20 ─ Magnox, 14 ─AGR и 1 ─ PWR) общей мощностью 14208 МВт, которые работают на 15 АЭС. Как было уже отмечено, Великобритания использует замкнутую модель ядерного топливного цикла. В стране существует один крупный завод по переработке отработавшего ядерного топлива, который на одится в местечке Селлафилд (Sellafield). Данное предприятие производит основной объем радиоактивны от одов. Большая часть ядерны от одов Великобритании ранится в 35 ранилища , 65 % от одов на одится в ранилище Селлафилд, которое принадлежит British Nuclear Fuels Ltd (BNFL). Проблема утилизации радиоактивны от одов также очень остро стоит перед Великобританией. Как и во всем мире, высокоактивные от оды накапливаются быстрее, чем утилизируются [дерная энциклопедия / Сост. А.А. Ярошинская. – М.: Благотворительный фонд Ярошинской, 1996.–С.60-66.]. Правовое регулирование данной деятельности основывается на Radioactive Substances Act 1993 (Законе по обращению с радиоактивными материалами). Данный нормативный акт содержит основные понятия, используемые при регулировании рассматриваемой деятельности, полномочия органов управления при обращении с радиоактивными от одами, и конкретные правила обращения с радиоактивными от одами на различны стадия и обращения. Кроме того, законодательство Великобритании содержит и иные акты, регламентирующие обращение с радиоактивными от одами ─ Waste Minimisation Act 1998, Radioactive Material (RoadTransport) Act 1991, Environmental Protection Act 1990, Environment Act 1995, Nuclear Installations Act 1965. В совокупности данные нормативные акты образуют систему норм, регулирующую все стадии обращения радиоактивны от одов. Правила обращения с радиоактивными от одам Великобритании с ожи с правилами, закрепленными во французском Законе Бателя. Запрещено за оранивать радиоактивные от оды высокой активности; все от оды должны раниться организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности; от оды должны быть за оронены таким образом, чтобы в любой момент была возможность извлечь данные от оды с целью переработки либо с возможностью более безопасного ранения и др. Однако есть и некоторые отличия, по сравнению с французским законодательством. Закон по обращению с радиоактивными материалами Великобритании не столь детально уделяет внимание образованию от одов в результате переработки зарубежного отработавшего ядерного топлива. Известно, что предприятия Великобритании, например BNFL, перерабатывают отработавшее ядерное топливо из Японии и некоторы европейски государств. Хотя принцип возврата радиоактивны от одов от переработки зарубежного отработавшего ядерного топлива в законодательстве закреплен, однако детальной проработки данного положения, подобно Закону Бателя, законы Великобритании не содержат. Необ одимо также отметить, что правовое регулирование отношений в области использования атомной энергии как в Великобритании, так и Франции основывается на договоре о развитии ядерны те нологий 1957 года («О Европейском Сообществе по атомной энергии»). В соответствии с договором Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом) занимается научно-те ническими исследованиями и распространением те нически знаний в области атомной энергии, разрабатывает единые нормы безопасности для защиты здоровья населения, содействует инвестициям в атомную энергетику и осуществляет контроль за надлежащим использованием ядерны материалов. В договоре содержатся положения, касающиеся обеспечения безопасности стран - участниц договора, в том числе и в области обращения с радиоактивными от одами. Вышеуказанный договор содержит общие условия сотрудничества в области использования атомной энергии. Детально вопросы по взаимодействию участников договора в сфере обращения с радиоактивными от одами разрешаются в соответствующи договора и коммерчески контракта . Так, например, в 1997 году был заключен контракт между компанией Cogema (Франция) и концерном Simmens (Германия) на транспортировку и переработку отработавшего ядерного топлива из Германии во Францию. Данный контракт получил огласку в связи с судебным иском, поданным неправительственной организацией Нормандии (Comite de Reflexion, d'Information, et de Lutte Anti-Nucleare) к Cogema в связи с за оронением немецки радиоактивны от одов, образовавши ся в результате переработки, на территории Франции [Мак иджани А., Анжей Д. Компания Cogema привлечена к суду за незаконное ранение радиоактивны от одов//Энергетика и безопасность.-2001.-№17.-С.8-11.]. Сравнивая российское законодательство с законодательством Франции и Великобритании, можно сделать следующие выводы. Российское законодательство не содержит комплексного правового акта, регулирующего обращение с радиоактивными от одами, что не позволяет систематизировать правовые нормы, регулирующие правоотношения в указанной области. Правовые акты Российской Федерации не содержат ме анизма обеспечения безопасности населения и окружающей среды при обращении с радиоактивными от одами, в законодательстве закреплены лишь общие принципы. Правила обращения с зарубежным отработавшим ядерным топливом, ядерными материалами и радиоактивными веществами, закрепленные в российски правовы акта , позволяют оставлять от оды, образовавшиеся от переработки указанны материалов на территории Российской Федерации либо ранить и длительное время.