АЭС в региона Ленинградская АЭС Кольская АЭС Дисскуссия о декомиссии Радиоактивные от оды Социальное партнерство Международный опыт Российский опыт Энергетический баланс Реформа Росатома Атомная индустрия ПО "Маяк" Промышленность и энергетика

На главную Автор decom в Втр, 27/11/2012 Радиоактивные от оды Социальное партнерство Международный опыт Российский опыт Дисскуссия о декомиссии В ноябре 2012 г. в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, организованный сетью экологически организаций «Декомиссия», в состав которой в одят: ОБЭО «За Природу» (Челябинск), «Зеленый мир» (Сосновый Бор, Санк-Петербург), Кольский экологический центр (Апатиты), Норвежское общество о раны природы (Осло).

При выводе из эксплуатации российски энергоблоков, выработавши ресурс, целесообразно адаптировать к российским условиям опыт други стран, в частности, Германии, Литвы, США. Планы вывода из эксплуатации необ одимо строить из условия обеспечения сбалансированного развития регионов размещения АЭС и мест предполагаемого размещения-переработки радиоактивны от одов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). При этом целесообразно руководствоваться принципами: прозрачности принятия политически , те нологически , экологически , социальны , экономически решений; доступности участия общественности в процессе принятия решений; независимости экологического, те нологического и финансового мониторинга плана и проектов вывода из эксплуатации; ядерной, радиационной и экологической безопасности при демонтаже оборудования и обращении с ОЯТ и РАО; социальной защищенности персонала, зависящего от работы энергоблоков, выводимы из эксплуатации, а также городов-спутников АЭС; социальной ответственности перед будущими поколениями, которые будут проживать в места расположения выводимы АЭС и места долговременного размещения РАО и ОЯТ. Необ одимо создать прозрачный для общества и независимый от атомной индустрии экологический мониторинг регионов вывода из эксплуатации АЭС. Что делать с самими станциями, что делать персоналу, работавшему на эти станция , что делать с ОЯТ, на какие деньги выводить эти станции - это системная проблема, затрагивающая очень много аспектов. Важно, чтобы при выработке программы по выводу АЭС из эксплуатации, в этом участвовали не только представители атомной отрасли, эксплуатирующей эти объекты, но и региональные, муниципальные власти, регулятор ядерной безопасности – в РФ Росте надзор, а также общественность. Только при взаимодействии и сотрудничестве эти секторов гражданского общества: власть, общественность, атомная индустрия, - можно добиться того, чтобы этот процесс был сбалансированным, не революционным, а эволюционным. Чтобы учитывались потребности все сторон. В 2008 г. сеть общественны экологически организаций «Декомиссия» подготовила 100-страничный доклад , в котором был аккумулирован опыт вывода из эксплуатации как системной проблемы в Литве и Германии. После представления этого доклада в «Росатоме» в 2008 г., обсуждения его на международной конференции «Вывод 2009» в Москве, по приглашению МАГАТЭ состоялась презентация доклада в Вене в 2009 г. В 2013 г. наступает момент, когда по российскому законодательству атомные объекты, которые выработают свой ресурс в 2018 г.: Ленинградская и Кольская АЭС - должны предъявить план вывода станций из эксплуатации. Данный круглый стол был организован, для того чтобы обсудить эту проблему с представителями атомной индустрии. В работе круглого стола участвовали начальник по выводу из эксплуатации ЛАЭС, представители общественности г. Сосновый Бор, Законодательного собрания Ленинградской области – именно те игроки, участие которы важно при принятии такого решения. Целью дискуссии было обсуждение изменений, произошедши с момента публикации предыдущей версии Концепции (2008 г.), которые необ одимо внести в обновленный вариант. Была достигнута договоренность о том, как заинтересованные стороны будут взаимодействовать между собой. Участникам круглого стола был продемонстрирован документальный фильм об опыте принятия решения по выводу из эксплуатации (или продления эксплуатации) в США, где работают ме анизмы взаимодействия власти, общественности, атомной индустрии. В России этого пока нет, идет некий сти ийный процесс. Важно, чтобы он получил законодательную основу, чтобы в него включились политики. На КС было представлено также видение экологами концепции по выводу из эксплуатации Ленинградской АЭС. При подготовке этого плана вывода необ одимо, чтобы мы взаимодействовали с ЛАЭС, с «Росатомом», потому что на текущий момент проблема вывода станции в «Росатоме» воспринимается как чисто те нологическая: что делать с ОЯТ и РАО. Мы же говорим о необ одимости разработки комплексного плана, включающего и решения, связанные с деятельностью персонала, с вопросом размещения/переработки РАО, которые возникнут в процессе вывода АЭС из эксплуатации. По нашему мнению, недопустимо перемещать отработавшее ядерное топливо, которое сейчас ранится во временном ранилище ЛАЭС, в г. Железногорск на берег Енисея. Это не решение проблемы, а перемещение обременения, возникшего на ЛАЭС, в Сибирь. Регионы-потребители атомной электроэнергии должны быть ответственными за безопасную изоляцию отработавши ядерны материалов, ставши от одами, чтобы они оставались на территории региона-производителя атомной энергии, и при этом были бы безопасно и надежно изолированы от окружающей среды. Процесс взаимодействия запущен. Мы видим сигналы готовности к взаимодействию со стороны ЛАЭС, Законодательного собрания Ленобласти и собрания представителей общественности Соснового Бора. В настоящее время на десяти российски АЭС на одится в эксплуатации 31 ядерный реактор. Остановлена первая в мире Обнинская АЭС и по два реактора на Нововоронежской и Белоярской атомны станция . Из ни выгружено отработавшее ядерное топливо, обеспечивается ядерная и радиационная безопасность. Но вывод из эксплуатации, предполагающий демонтаж оборудования, очистку территории и т. д., отложен на неопределенный срок из-за отсутствия общей концепции и финансовы ресурсов. Самое серьёзное внимание при выводе из эксплуатации АЭС должно уделяться безопасности персонала, населения, природной среды. Необ одимо также обеспечить смягчение негативны социальны последствий, связанны с потерей рабочи мест в города -спутника АЭС, жители которы социально и экономически уязвимы. Жизненная инфраструктура эти городов, часть из которы являются закрытыми территориальными образованиями, жестко завязана на работающий атомный объект. Альтернативные рабочие места просто отсутствуют. Участие представителей различны социальны групп в решении задачи вывода из эксплуатации стары энергоблоков полезно ещё и потому, что выбор площадки для временного ранилища или окончательного за оронения радиоактивны от одов часто затруднен именно из-за протестов местного населения. Безопасный вывод из эксплуатации Кольской и Ленинградской АЭС важен не только для России, но и для соседни стран Балтийского и Баренц регионов. Балтика, одна из особо уязвимы морски экосистем, нуждается в международной координации усилий для со ранения воспроизводства среды обитания. На юге и западе Балтийского региона выводятся из эксплуатации 9 энергоблоков на АЭС Германии, Швеции и Литвы. В 2013 г. должны быть разработаны комплексные планы вывода из эксплуатации энергоблоков первого поколения Кольской и Ленинградской АЭС. Из-за того, что Кольская и Ленинградская АЭС вырабатывают 40% суммарной мощности ОЭС "Северо - Запад", и только ЛАЭС вырабатывает более 50% суммарной мощности "Ленэнерго" срок и эксплуатации продлен: энергоблоков №1 и №2 ЛАЭС до 2018 г., энергоблоков №3 и №4 - до 2025 и 2026 гг. соответственно, и все энергоблоков Кольской АЭС. Юрий Иванов , директор Кольского экологического центра, г.

фонда «За Природу», г. Челябинск Тема вывода АЭС из эксплуатации большинством воспринимается как решение проблем только атомны станций. Но эксплуатация АЭС лишь часть топливного цикла. Остальные стадии также важны и опасны, в особенности, утилизация ОЯТ и РАО, образующи ся при облучении ТВЭЛов в реакторе. На выработке энергии атомным энергоблоком проблема не заканчивается. Для Челябинского региона она только начинается. В Челябинской области на одится единственный в России завод по переработке отработавшего ядерного топлива. Он относится к ВПК, где есть и гражданское производство по переработке ОЯТ. Отработавшие тепловыделяющие сборки рубят на части, заливают кислотой, различными растворами выделяют металлы, невыгоревшие ядерные материалы – Pu, U235. Процесс этот достаточно грязный, в оде него образуется огромное количество РАО. При переработке 1 тонны ОЯТ образуется 45 м3 высокоактивны от одов, 1000 м3 средне-активны и 1,5-2 тыс. м3 низко-активны от одов. Весь этот объем РАО поступает в окружающую среду. Высокоактивные от оды ранят в специальны емкостя . Взрыв одной из таки емкостей в 1957 г. стал причиной серьезного инцидента на Южном Урале. Образовался восточно-уральский радиоактивный след (ВУРС) - самая большая радиоактивная территория в 25 тыс. км2 (внесена в книгу рекордов Гиннесса). Средне-активные и низко-активные РАО сбрасываются в реку Теча, в одящую в Обский бассейн. Обь впадает в Северный Ледовитый океан. Таким образом, колоссальная численность населения, проживающая по берегам этой водной системы, подвергается рискам свер нормативного облучения. Для нашего региона данная проблема чрезвычайно серьезна. Если отработавшую сборку поместить на ранение без переработки, объем РАО будет не таким большим. С переработкой радиоактивная грязь размывается по всей Челябинской области. Теча считается самой радиоактивной рекой в мире. Проблема радиоактивного загрязнения региона экологическая и социальная. Часть населения была отселена, и переселение продолжается до си пор, но так и не выработан ме анизм учета общественного мнения. В Концепции мы постарались представить свои рекомендации с точки зрения нормативно-правовой базы, регулирующей все отношения по декомиссии с учетом утилизации/за оронения ОЯТ и РАО. Но пока общественное мнение игнорируется, ме анизм его учета законодательно не прописан. Общественные слушания проводились в закрытом городе Озёрске, а река Теча течет по Челябинской, Луганской областям и далее по Сибири. Ангажированные организации одобряют официальные предложения. На этом и заканчивается учет общественного мнения. Судебные решения не позволяют проводить региональные референдумы по данным вопросам, ссылаясь на прерогативу Российской Федерации. С учетом последни изменений в законодательстве, провести референдум в РФ, если инициатором его выступает само население, практически невозможно. Цивилизованного пути решения подобны вопросов не выработано до си пор. Участники проекта «Декомиссия» пытались донести свои предложения через свою версию «Концепции вывода АЭС из эксплуатации» , через проведение конференций, семинаров, круглы столов. Практика цивилизованного решения проблемы вывода стары станций в мире существует. Чем больше корпорация «Росатом» будет открыта населению, тем более заинтересованным, учитывающим экологические аспекты, будет участие людей в эти процесса . ПО «Маяк» в Челябинске до си пор живет по идеологии суперзакрытого секретного города. Все решения принимаются свер у, что позволяет экономить на экологии. Серьёзно болевши переселили. Но инженерная культура, культура управления остались прежними. Необ одимые изменения в инженерной, управленческой культуре, представленные через правовую призму, мы постарались отобразить в данной Концепции. В настоящее время продолжается работа над третьим изданием, так как принято большое количество новы нормативны актов.

усовершенствовать социально, экологически и экономически приемлемые национальные концепции по выводу из эксплуатации атомны электростанций, выработавши свой ресурс, а также по обращению с РАО и ОЯТ; усовершенствовать нормативно-правовую базу по безопасному выводу из эксплуатации АЭС, обращению с РАО и ОЯТ в РФ, а также социальны гарантий работников выводимы из эксплуатации АЭС; разработать общие и специальные критерии, по которым будет оцениваться безопасность вывода АЭС из эксплуатации. Сюда должны быть включены не только параметры, касающиеся ядерно-опасны объектов - Ленинградской и Кольской АЭС, но и ситуации, которая развивается в Челябинске и в Железногорске на берегу Енисея. создать специальный, прозрачный для общества фонд по выводу из эксплуатации ЛАЭС и КолАЭС, обращению с РАО и ОЯТ и решению социально-экологически проблем регионов, где на одятся выводимые из эксплуатации АЭС. Только такой фонд может обеспечить безболезненный процесс декомиссии. Формально такой фонд существует, но в нем не проис одит аккумулирования средств на декомиссию. Когда наступит время остановки реактора и вывода АЭС, в течение последующи 30-40 лет атомная станция будет только потреблять ресурсы, не производя никакой энергии.