тут

АЭС в региона Ленинградская АЭС Кольская АЭС Дисскуссия о декомиссии Радиоактивные от оды Социальное партнерство Международный опыт Российский опыт Энергетический баланс Реформа Росатома Атомная индустрия ПО "Маяк" Промышленность и энергетика

На главную Автор Олег Бодров в Вс, 22/11/2009 Дисскуссия о декомиссии 17-18 ноября в Мурманске прошел региональный форум-диалог организованный Росатомом совместно с Зеленым Крестом. В фокусе внимания были проблемы ядерной безопасности и программные документы Росатома, и обеспечивающие. В форуме участвовали представители Росатома, атомного бизнеса, европейски структур, сотрудничаюши в программа повышения безопасности, а также общественны организаций. Был организован круглый стол "Кольская АЭС: диалог возможен и необ одим". Некоторые оценки и ожиданий от форума:

Таким образом, фактический вывод АЭС будет перекладываться на плечи будущи поколений. По приглашению общественной организации Беллона-Мурманск на круглом столе была сделана презентация Олега Бодрова о состоянии и перспектива вывода из эксплуатации российски АЭС: ВЫВОД ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭС, выработавши проектный ресурс, как мировая проблема. Проблемы взаимодействия заинтересованны сторон и возможные решения. Мировая атомная энергетика вступает в зрелую фазу своего развития. Из более 400 энергоблоков АЭС, построенны в мире четвертая часть приближается к выработке ресурса или эксплуатируется в режиме его продления. В России таки энергоблоков 30%. Для декомиссии (вывода из эксплуатации) требуется решить комплекс те нологически , социально-экологически , правовы , финансовы и этически проблем с участием все заинтересованны сторон. По мнению сети «Декомиссия», объединяющей общественные организации России, Литвы, Норвегии, необ одимо признать: неизбежность проведения декомиссии энергоблоков АЭС после выработки проектного ресурса; право равной экологической безопасности регионов производства атомной энергии и регионов обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными от одами (РАО); ответственность перед будущими поколениями при проведении декомиссии; неприемлемость строительства новы ядерно- и радиационно-опасны объектов в условия отсутствия накопления средств и конкретны планов декомиссии ядерны объектов, уже выработавши проектный ресурс, а также окончательного решения проблем РАО и ОЯТ. Участники сети Декомиссия отмечают, что на текущий момент: 10 энергоблоков АЭС (из 31 действующи ) выработали проектный ресурс, но продолжают работать; процесс продления жизни проис одил без участия заинтересованной общественности; отсутствует политическая воля и не разработана общегосударственная политика стратегии декомиссии, нет адекватного законодательство, обеспечивающего безопасность этого процесса; отсутствует прозрачный для общества эффективный ме анизм накопления достаточны средств для начала декомиссии каждого объекта к моменту выработки проектного ресурса; не прозрачен процесс выработки и принятия решений по декомиссии, слабо взаимодействуют заинтересованные стороны — власть, атомная индустрия и общественность; не информировано население, органы местной и региональной власти о сущности декомиссии как комплексного процесса; власти (местные и региональные) самоустранились от участия в планировании и мониторинге процесса декомиссии; недооценивается инновационный потенциал декомиссии, дающий возможность продвижения эти те нологий на рынка России и в други страна . недостаточно эффективно учитывается позитивный международный опыт вывода из эксплуатации реакторов АЭС в Германии, Швеции и США, а также опыт комплексного планирования декомиссии в Литве. Принимая на себя часть ответственности по участию планировании и продвижении безопасного и ответственного вывода из эксплуатации российски АЭС, общественная сеть Декомиссия изучила мировой опыт и выпустила доклад с анализом этого опыта и применимостью его в России. Обсуждение этой «Концепции вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС, выработавши проектный ресурс. Предложения общественны экологически организаций» проис одило с участием представителей операторов, регуляторов АЭС, в том числе на специальной встрече в Росатоме. В дискуссию были вовлечены атомные профсоюзы, а также заинтересованная общественность. Общественная сеть Декомиссия организовала международные конференции, по декомиссии АЭС с участием властей, общественности, атомны профсоюзов и экспертов из России, Литвы, Германии, США, Англии, Беларуси. Были сняты документальные фильмы по опыту вывода АЭС в разны страна . Фильмы стали доступны всем заинтересованным участникам этого процесса в России. Сеть Декомиссия организовала, также, ознакомительные поездки по изучению вывода Игналинской АЭС (Литва), АЭС Норд в Германии. Участниками эти поездок были представители атомной индустрии, муниципальны и региональны властей северо-запада России, а также общественны экологически организаций России, Литвы, Норвегии. Такие недельные поездки стали удачной моделью знакомства с комплексным решением проблем декомиссии АЭС в эти страна . Наиболее интересные решения, обеспечивающие смягчение социально-экологически последствий вывода энергоблоков в города -спутника АЭС, где они являются градообразующими предприятиями. Так в Литве и Германии: Приняты сценарии декомиссии до состояния «коричневой лужайки» с частичным использованием инфраструктуры АЭС, и созданием «су и ранилищ» ОЯТ; Проведены реструктуризации АЭС путем создания нескольки самостоятельны компаний; Созданы общественные советы с участием заинтересованны сторон по планированию и мониторингу декомиссии; Разработаны целевые программы для привлечения альтернативного бизнеса в регион декомиссии. Участие в ознакомительны поездка в Литву и Германию российской группы с участием властей, экспертов атомной индустрии и общественности стало школой для все . Это было взаимодействие участников, которые часто имеют противоположные взгляды. Проблемой взаимодействия общественности с властью и атомной индустрией является доступ к информации, манипулирование общественным участием при продвижении новы проектов. Создаются искусственные преимущества для регистрации общественны экспертиз тем организациям, которые зарегистрированы как общественные, но отражают точку зрения операторов АЭС и руководятся представителями Росатома. Регистрация в администрации г. Сосновый Бор общественны экспертиз московски организаций «Общероссийское движение конкретны дел» и «Экосфера» по новым энергоблокам Ленинградской АЭС-2, блокировало проведение экспертиз заинтересованной общественностью, которая будет испытывать воздействие планируемы объектов. Опубликованные результаты одной из таки экспертиз по вызывают недоумение. «Ни малейшего воздействия» - так оценивает влияние этого объекта в условия , когда в атмосферу о лаждающими градирнями будет ежесуточно выбрасываться сотни тысяч тонн морской воды (интервью с г-ном Грачевым, руководителем «Общероссийского движения конкретны дел», советник главы Росатома, газета «МАЯК», г. Сосновый Бор, 17 июля 2007 г., № 3876). Весьма сомнительным с точки зрения адекватности получения мнения общественности выглядят организуемые общественные слушания по новым энергоблокам АЭС. Значительная часть общественности которые будут на себе испытывать воздействие фактически не имеют адекватной информации об этом, изолирована от процесса общественного участия. Приведенные в материала ОВОС по новым энергоблокам, например ЛАЭС-2, акцент делается на безопасности энергоблоков, а не на последствия для здоровья природы и людей. Причем, неадекватно учитываются возможные современные факторы воздействия на энергоблоки, игнорируется нерешенность проблемы долговременной изоляции ОЯТ, не рассматриваются альтернативные энергетические решения. Обсудив на последней конференции по Декомиссии в Челябинске (Сентябрь 2009), представители общественности считают необ одимым рекомендовать: